Старик и старушка работали в последнем совхозе-колхозе. Он конюхом, она дояркой. Это было очень давно, а им под девяносто.
Они далеко от дома не отходят. Да и незачем. В селе нашли возможность, и старикам приносят продукты, помогают, чем могут. Есть люди, которые и в избе прибираются.
Газовое отопление: дров не надо. Летний водопровод, а зимой им привозят водичку. Так что без проблем.
Бабушка готовит, и даже управляется с пирогами. А дед может промести дорожку. Зимой от снега, летом от мусора, который ветер принесет. Конечно, дети-внуки не забывают. Из города приезжают.
Старики по-разному смотрят на мир. Но не ссорятся.
Дед любит поворчать. Нет такой сферы, которую он не покритиковал бы. Например, науку. Он полагает, что жили люди без науки, и все было хорошо. А когда она появилась вместе с техникой, то людям места на Земле не осталось. Потому что все запачкали.
Предки наши жили, работали, и без всякой науки.
Искусство тоже не жалует. Особенно балет. Говорит, что всех артистов нужно в тюрьму посадить за « бесстыдство». Как и всех музыкантов.
У него любимое выражение – «к стенке». Услышит по телевизору про воровство и скажет: «К стенке». Или про американского президента.
Говорит «к стенке» беззлобно. Это у него как междометие. Для выражения чувства. А так он и мухи не обидит.
Про науку и искусство тоже себе цену набивает. Ему крайности нравятся. Скажет про «стенку», а сам смотрит, как его слова на вас подействовали.
Бабушка на все случаи жизни пользуется тремя выражениями. Расскажут ей про хорошего человека, старушка непременно скажет: «Дай ему Бог здоровья».
Если кого-то нет на белом свете, она пожелает Царствия Небесного. А если услышит нечто про нехорошие дела, то заключит: «Господь им судья».
Три выражения на все случаи жизни. Они очень удобны, потому что заключают в себе всю народную мораль. Употребляя их, не согрешишь, искушения избежишь: лаконично и просто.
Деда за «стенку» она не ругает. Когда он разойдется про артистов балета, слишком уж разгневается, то она заметит: «Мели, Емеля, твоя неделя». Глядишь, он и замолчит.
Деду очень нравится рассказывать, как он конюхом работал. Особенно внукам. Уверяет, что лошади «никак не дурнее людей». Все они очень умные, только разговаривать не могут. Всё лошади понимают.
За его век он много разных лошадей перевидал. Рассказывает про них необыкновенные случаи. И как от волков его лошадь спасла, и пьяного домой привезла.
Только неясно, кто его в телегу положил, наверное, тоже лошадь.
А бабушка немногословна, хотя про коров много чего могла бы поведать миру. Но она не любит «языком болтать». Спросят ее, как раньше на ферме работалось? А она обязательно от ответа уйдет. Скажет так: «Что было, то прошло. Чего вспоминать».
Старики мирно живут. Никогда не ругаются. Только иногда вылетит у дедушки матерок. Бабушка на него прикрикнет. А дед милостиво улыбнется и быстро проговорит: «Не буду, не буду».
Это целый пласт изумительной народной жизни, который уходит в прошлое. Таких людей скоро не будет – органичных, добрых, по-народному умных. Я бы сказал – мудрых.