Предать кого угодно можно, где угодно и когда угодно — угодно предателю. Выгодно. Могут предать святого, а могут — и не святого. Это неважно совершенно.
Важно, что предают того, кто полностью доверился.
Клеопатра предала Марка Антония; а ведь у них дети были. Он любил ее. Подарки дарил; земли и царства. Но пришел Октавиан с войной, предложил Клеопатре жизнь в обмен на предательство — и она приказала сообщить Антонию, что якобы покончила с собой. Он тут же бросился на меч и умер — не смог без нее жить. Конечно, Октавиан Клеопатру обманул. И ей самой пришлось с собой покончить. Но вот такое предательство было.
А преступницу Соньку Золотую Ручку предал ее возлюбленный, молодой вор Кочубчик. Она очень его любила; он жил на ее деньги. А потом пошел и сдал ее полиции в обмен на мягкий приговор. Когда Соньку забрали на каторгу, этот молодой человек прикарманил все деньги — и начал новую честную жизнь. Может, не честную. Но вполне обеспеченную. Конечно, Сонька была воровка и авантюристка. И поделом ей, многие скажут. Поделом ей наказание, а предательство — оно остается предательством навсегда.
И этому Кочубчику хочется дать по морде, извините, как писал Зощенко. Как и графу Орлову, который заманил княжну Тараканову на корабль, инсценировал венчание, сделал ей ребенка, а потом выдал авантюристку Екатерине Второй — дескать, смотрите, как ловко я поймал злодейку! И Екатерина почему-то стала избегать Орлова, хотя и наградила его щедро... Как-то опротивел он царице. Хотя ради нее же предал!
Предательство остается предательством.
Неважно, кого предали, хорошего или плохого. Че Гевару или Соньку Золотую Ручку. Полководца или авантюриста. Святого или грешника. Предают того, кто доверился, кто любил и дружил, кто доверял, кто зависел целиком и полностью: жену, мужа, возлюбленного, ребенка, старика, даже собаку или кота.
И Данте подсмотрел в аду — там для предателей самое теплое местечко приготовлено. И там не спрашивают, кого и за что они предали — это неважно. За что убили — важно. Защищали себя или Родину, например. Или избавили общество от маньяка. А за что предали — даже не спросят. Предали — и все понятно. И нет оправданий...
Но предатель всегда эти оправдания ищет. Перекладывает вину на того, кого предал, или на обстоятельства. Дескать, его вынудили. И человек был так себе, сами понимаете. Да что там, дрянь был человек! Но люди брезгливо отворачиваются и уходят прочь. И ангелы отворачиваются от предателя.
Он живет иногда хорошо, но все ищет, с кем бы ему заговорить о том, что он сделал. Как бы оправдать себя половчее. Но никто не хочет слушать его оправдания ни на земле, ни в том месте, про которое писал Данте…
Автор: Анна Кирьянова