«Загремим под фанфары!»

«Ты, знаешь, сколько ты за это время пропил?.. Две дачи генеральских, КАМАЗ с прицепом и вагон дефициту, который учету не поддается».

13 июля исполнилось 95 лет со дня рождения народного артиста РФ Бориса Кузьмича Новикова.

Есть в нашем кинематографе ряд актеров, которых по праву величают «королями эпизода». В первый ряд таких Мастеров стал и Борис Новиков. Он создавал образы разных людей: смешных и нелепых, вредных и занудных, а порой: пронзительно-трагичных. Объединяло их одно: за каждым небольшим эпизодом чувствовалась целая жизнь. Это были персонажи со своим прошлым, со своей историей. Такое сыграть в нескольких кадрах подвластно только большим талантам.

Помните: «Погоди, я донос в комсомол напишу!», «Сучат тут ногами всякие, словно их за голые коленки щупают!», «Пойдут теперь девки, мальчики. Мальчики пойдут... девки... вот», «У них своя свадьба, у нас своя!». И, наконец, самая знаменитая: «Загремим под фанфары!»

Перечень шедевров Бориса Новикова впечатляет: весёлый, полный идей дед Афоня в комедии «Живите в радости», помешанный на армии генерал Томас Венделер в ироническом детективе «Приключения принца Флоризеля» («У меня не голова, а чугунное ведро… м-м-м… ядро»),ехидный дед Тимофей в комедийной мелодраме «Белые росы» («Я тебе трудности создавать буду»), Григорий Константинович в социальной драме «С юбилеем подождем» («От нервов в крови ацидофилин образуется»), сосед следователя Ярина Митрич в детективе «Убийство на Ждановской» («Изыди, нечистая сила, останься, чистый спирт!»), дед Гришаня в мелодраме «Дамское танго» («Лету фирштейн, капут»).

Фильмы, в которых принимал участие Новиков, могли быть выдающимися и проходными, не были проходными только его персонажи. Некоторые из его героев и имен-то не имели. В драме «Алмазы для Марии» актёр появлялся в одном эпизоде в образе старика — гостя на свадьбе, внося живую струю своим хитроватым юмором. Из таких безымянных можно вспомнить: кума в драме «Кадкина всякий знает» («Надо мне парламентером итить. А то тебе- хендехох»), артиллерист в комедии «Трест, который лопнул» («Полдень! Джентльмены пьют и закусывают!»), официант в вагоне-ресторане в фильме «Гражданин Лёшка», скандалист в вокзальном буфете в фильме «Странная женщина».

А мультипликационные персонажи, которые говорили его неповторимым голосом: черноусый жулик Курочкин из «Приключений Васи Куролесова», собака-рефери в 13-м выпуске «Ну, погоди» и многие другие. А самый знаменитый, самый любимый и самый легендарный, конечно же, почтальон Печкин из Простоквашино. И здесь тоже не обошлось без коронных фраз Новикова: «Его в поликлинику надо сдать. Для опытов!», «Почему я раньше вредный был? Потому, что у меня велосипеда не было».

Родился Борис Новиков на маленькой станции Ряжск-1 Рязанской области 13 июля 1925 года. Юношей в годы войны был рабочим. А в 1944 году сбылась его давняя мечта — Новиков поступил в школу-студию при Московском государственном театре имени Моссовета к Юрию Александровичу Завадскому. Частыми гостями у студентов в ту пору были И. Эренбург, К. Симонов, Б. Пастернак, С. Рихтер... «Студии и театру имени Моссовета я обязан всем», — вспоминал Борис Кузьмич.

По окончании студии в 1948 году, Новиков был зачислен в труппу прославленного театра, где его партнёрами стали истинные мастера сцены Н. Мордвинов, В. Марецкая и М. Астангов. Там же, на сцене театра имени Моссовета, Новиков сыграл, пожалуй, свою самую известную театральную роль — Василия Тёркина, в одноимённой постановке по поэме А. Твардовского.


Зрительское признание этой работы пришло мгновенно — в день премьеры. Бывшие фронтовики в зале, плакали, а Твардовский радостно обнимал Новикова за кулисами, приговаривая строчку из собственной поэмы: «Это был, конечно, он!»

В 60-х артист сделался театральной легендой столицы, то кинематограф принес ему еще и всесоюзную славу. Он дебютировал у Юлии Солнцевой, в 55-м («Ревизоры поневоле»). После чего Владимир Басов без пробы утвердил его на роль Витеньки Шубникова в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето». А там понеслось-покатилось. Своими киноуниверситетами Новиков считал съемки у Герасимова в «Тихом Доне». Кстати, мэтр любил повторять, что бывают актеры просто хорошие, а бывают — интересные. И, надо полагать, относил Новикова ко второму типу.

Борис Кузьмич снимался у Довженко, у Райзмана, которого очень любил, переиграл множество колоритнейших хитрецов, дураков и даже злодеев у других режиссеров. Достаточно вспомнить картины «Донская повесть», «Казаки», «Испытательный срок», «Друг мой, Колька», «Уроки французского», «Белые росы». На кинематографическом счету актера свыше ста ролей, но широкая публика крепче всего запомнила и, как ни странно, полюбила оборотня Тараса — Илью из сериала «Тени исчезают в полдень» — этакого червяка, готового приспособиться к любым жизненным обстоятельствам (определение режиссера Краснопольского).

Присказка «Загремим под фанфары» вошла в поговорку; встретив Новикова на улице, бесхитростные зрители изумленно бормотали: Купи-продай пошел... Кстати говоря, Борис Кузьмич был не по-актерски скромен: если случалось вместе с группой представлять картину публике, в зале обычно возникало оживление, раздавались хохот, выкрики в его адрес, а он, как бы стесняясь своей славы, прятался за спины коллег.

Что касается легендарного персонажа из «Теней...», артист придумал его от «А» до «Я», раскрасил образ нюансами — от легкого заикания, вечно бегающих глаз до потребности озираться — из боязни, что ударят. Его мимика на крупных планах поразительно разнообразна, он был абсолютно органичен в своих придумках — не боялся отвернуться от камеры, почесаться, передернутся. На площадку приносил не только досочиненные реплики, но порой и режиссерское решение сцены.

Загремим под фанфары!

По воспоминаниям окружавших его людей, Борис Новиков был по характеру и натуре добрейшим человеком. Актриса Зинаида Кириенко вспоминает: «Он хотел, чтобы все вокруг улыбались и смеялись. Мы его называли „массовик-затейник“. При этом никого своими шутками не обижал. Ведь он был безумно добрым и непосредственным человеком». Однако не стоит считать, что он был эдаким простачком. «Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают», — говорит Людмила Чурсина.

Когда в начале 90-х наступил упадок отечественного кинематографа, Борис Кузьмич очень сильно переживал и надеялся на лучшее. Он все ждал, что его позовут, предложат сыграть что-то интересное, но звонков не было...

Будучи человеком необыкновенно скромным, Борис Кузьмич никогда ничего не просил, потому последние дни доживал в нищете. Денег не хватало даже на самое необходимое, а проблем было немало. Мало кто знал, что Борис Кузьмич и его жена Надежда Антоновна воспитывали сына-инвалида с детства. Лекарства, педагоги: на это требовались приличные средства. Ко всему в последние годы прибавилось и обострение собственного заболевания — сахарного диабета… Помощь артисту оказывал лишь Леонид Ярмольник, который ежемесячно присылал ему 200 долларов.

Борис Кузьмич ушел из жизни 25 июля 1997 года. Ушел тихо, незаметно. Денег в семье не было, а чиновники от кино не посчитали необходимым выделить помощь. Потому и похоронили его скромно, узким кругом близких людей в Москве, на Даниловском кладбище. Позже об этом написала «Комсомольская правда», и читатели газеты собрали деньги на памятник. После смерти Бориса Кузьмича Надежду Антоновну и ее тяжело больного сына Сергея стали опекать сотрудники Гильдии актеров кино. Надежда Антоновна пережила мужа на 11 лет…

Последняя роль Бориса Кузьмича в кино состоялась уже после его ухода из жизни. В 1999 году вышел 6-серийный детектив «Транзит для дьявола» режиссера Владимира Плотникова. Картина была смонтирована на основе материала, отснятого много лет назад и не вошедшего в другие фильмы Плотникова («Отряд Д», «Заряженные смертью»). Вошли в картину и кадры с участием Бориса Новикова, а роль за него озвучил Юрий Саранцев.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загрузка...