Женщина-музей

Это, пожалуй, самый странный бренд. Из воска обычно делают свечи. Эта женщина стала делать восковых людей. Причем, она самолично снимала посмертные маски с умерших и казненных.

Она родилась в семье потомственного французского палача, но была внебрачной дочерью анатома. Может поэтому преступники привлекали ее больше, чем герои? Не случайно в ее музее центральное место занимает «комната ужасов».

К ней лучше всего подходит поговорка: «Где родился, там и пригодился». Родилась Мари Гросхольц 1 декабря 1761 года в Страсбурге. Ее отец – потомственный палач. Угрюмый и молчаливый. Люди сторонятся их, будто прокажённых. В доме царит нелюбовь. Однако, вскоре выясняется, что Мари внебрачная дочь доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса. (В разных источниках его называют по-разному: Кюртэ, Кертис) Когда палач узнал об этом, он не стал их казнить. А просто выставил за порог, и мама с дочкой поселились у доктора. И вскоре переехали с ним во Францию.

Доктор занимался восковыми моделями. Отливал из воска изображения монарха, его многочисленных чад и домочадцев. В доме придворного мастера всегда было много гостей — известных политиков, философов, поэтов. Мари внимательно наблюдала за ними, и эти наблюдения в дальнейшем ей очень пригодились. Надо сказать, что Мари была на редкость некрасивой девушкой, но очень любознательной и способной. Она с детства играла в куклы. Но это были необычные куклы и необычные игры.

История восковой скульптуры к тому времени насчитывала уже не одно столетие. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. Доктор Филипп приспособил свое мастерство к нуждам живых. Во время бракосочетания будущего короля Франции Людовика XVI с Марией-Антуанеттой в 1771 году вдохновленный Филипп слепил из воска портреты новобрачных и выставил их на всеобщее обозрение.

Успех предприятия превзошел все ожидания. Толпы любопытных стекались к его лавке, чтобы посмотреть на диковинку. Этот ажиотаж и натолкнул доктора на мысль создать коллекцию фигурок знаменитостей. Собственно, это и был прототип музея восковых фигур. Но, во-первых, доктор Филипп не догадался назвать его своим именем (поэтому его имя в разных источниках даже пишется по-разному). Во-вторых, тогда еще коллекция не была «укомплектована» знаменитостями. Все это будет ноу-хау его талантливой дочери.

В то время фотография еще не была изобретена, а портрет или бюст у художника стоили дорого. Доктор же запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Бюсты наряжали в кружева и сюртуки. Мари как раз и занималась пошивом «гардероба» для восковых кукол. В возрасте 17 лет Мария создает свою первую восковую фигуру. И не кого-нибудь, а самого Вольтера.

Осенью 1776 года весь Париж был увешан афишами: «Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры — как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие». Пожаловал в галерею и сам заинтригованный Людовик XVI. Мари тогда продавала билеты на выставку, но она уже совершенно точно знала, чем будет заниматься в жизни.

У нее было два отца. Один палач, другой врач анатом. Один дал ей свою фамилию, другой – профессию. Все остальное она взяла сама у одного и у другого. Все это было странно и страшно. Интересно и завораживающе. Мари невозможно было вытащить из мастерской отца. Ученица оказалась на редкость способной. И удачливой. В один прекрасный день ошеломлённой и обрадованной девушке было велено явиться в Версаль и обучать сестру Людовика XVI, пожелавшую овладеть искусством скульптуры. Девять лет Мари провела в роскоши Версаля. Она прижилась во дворце продолжая изумлять своими восковыми фигурками.

Однако 14 июля 1789 года все изменилось. После штурма Бастилии монархия пала, и Мари с матерью оказалась в тюрьме — в одной камере с Жозефиной, будущей женой Наполеона Бонапарта. После дворца в тюрьме было особенно неуютно. Ей всего 28 лет и умирать совсем не хотелось. Впрочем, убивать их никто и не собирался – жизнь спасло простое происхождение. Оказавшись на свободе, придворная художница решила послужить новому режиму. Почему нет? Какая разница, чьи фигурки лепить? Революционеры не чужды тщеславия и тоже захотят запечатлеть себя для потомков. Расчет оказался верным. И вот Мари уже снимает маску с Робеспьера. А следом за польщенным диктатором выстраиваются в очередь и другие вожди революции. Понимая важность момента, она старалась запечатлеть как можно больше людей.


При изготовлении посмертной маски Марата — одного из вождей революции, убитого сторонницей короля Шарлоттой Кордэ, Мари осенило. и она без колебаний прибавила к уже готовой фигуре Марата восковую куклу его убийцы, которую она лично видела. Гвардейцы ещё не успели увести преступницу, и Мари жадно впилась взглядом в лицо Шарлотты, запечатлевая в памяти её черты. Так появилась сцена — Марат и Шарлотта. На глазах современников в воске застывала История... Мари словно попала в фильм ужасов, и ей понравилось в этом фильме. Молодая женщина хладнокровно ваяет посмертные маски тех, с кем каждый день встречалась в коридорах Версаля, в том числе Людовика и Марии-Антуанетты. Просто работа и ничего личного…( А после казни Робеспьера особенным успехом пользовалась созданная Мари сцена «Смерть тирана»).

С точки зрения обычного человека вся ее жизнь – это ужас. Казни, посмертные маски, восковые куклы, которые словно живые, но не живые. В кругу парижских палачей Мари по-прежнему считают дочерью Гроссхольца, и она получает всё, что ей требуется. В частности головы казненных. Отмывает окровавленные головы и срезает с них волосы для своих кукол. Куртиус бежит из Парижа и вскоре умирает. Мари становится его наследницей. Ей уже 33 года. Она некрасива, но богата и знаменита. Инженер Франсуа Тюссо готов не замечать ее некрасивость и смириться с ее странной деятельностью. Они венчаются. От этого брака ей досталась фамилия, которую она прославит на весь мир и двое сыновей, которые продолжат ее дело.

Мадам Тюссо известна всему Парижу. Бывшая соседка по тюремной камере, а ныне императрица Жозефина, приглашает её во дворец, чтобы сделать скульптурное изображение головы Наполеона. В ее жизни странным образом сочетаются дворцы и тюрьмы, императоры, революционеры и палачи… Но Мари живет своей жизнью и делает свое дело. В 1802 году она бросает мужа и Францию, и в компании детей и своих «восковых друзей» отправляется в путешествие по Британским островам. И еще при ней рекомендательное письмо на имя главного палача Эдинбурга Джона Вильямса. В нем верховный палач Парижа просил своего шотландского коллегу сердечно принять у себя мадам Тюссо и помочь ей снимать посмертные маски с тел казненных…

В 41 год Мари начала новую жизнь. Путешествие продолжалось тридцать лет и три года. Она так больше и не вернулась на родину. На чужбине она занималась все тем же – снимала посмертные маски, делала восковые фигуры и выставляла их на всеобщее обозрение. Странно, но художницу особенно интересовали злодеи, совершившие громкие преступления: их лица казались ей особенно выразительными. Мари постепенно заселяла свою «Комнату ужасов».

Это была странная женщина. Ни любви, ни привязанностей, ни сожалений. Когда грузовой пароход идёт на дно с большей частью коллекции. Мадам сохраняет хладнокровие. Повторить восковые фигуры не проблема, это только умерших оживить невозможно. Когда дети подросли, они разделили с Мари дело ее жизни. Ее старший сын Жозеф стал специалистом по костюмам, а младший Франсуа вел финансовые дела. В 1833 году ее выставку посетила тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами, и Мари сняла с нее все необходимые мерки. Через четыре года девочка была коронована как королева Виктория.

Мадам Тюссо – достопримечательность Англии, о ее выставках пишет молодой журналист Чарльз Диккенс. В 1835 году она купила особнячок на Бейкер-стрит в Лондоне и окончательно перебралась туда вместе со своей мастерской и коллекцией. С ней живут ее дети, внуки и… ее восковые куклы. Уже давно никого не казнят на площадях. Но та публика, которая хочет видеть ужасы приходит в музей. И музей никогда не пустует.

Умерла Тюссо в 1850 году, к тому времени ей было 89 лет. Мадам оставила своим потомкам крепкое, надежное дело, которое процветает уже третью сотню лет. Сама она обрела вторую жизнь в кругу своих творений. В толпе гениев и злодеев, современных «звезд» и монархов маленькая остроносая старушка в черном – она заслужила быть в одной компании с великими. Пусть даже это всего лишь копии великих.

Нельзя сказать, что она сделала себя сама. Ее сделали ее куклы. Она до конца осталась верной себе. Никаких сожалений и комплексов. Страхов и предрассудков. Свою последнюю восковую фигуру она сделала в возрасте 81 года – это был ее собственный автопортрет…

Автор: Мадам Тюссо

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загрузка...