В непростое время родился советский актер Петр Алейников – в июле 1914 года через пару недель после появления его на свет началась Первая мировая война (в те годы ее называли Великой войной).
Малая родина актера – деревня Кривели Могилевской губернии в Белоруссии. Когда мальчику было шесть лет, его отец заболел воспалением легких в вскоре скончался. Содержать семью с шестью детьми было некому, поэтому Петя пошел попрошайничать, а один из его братьев и вовсе стал беспризорником.
Не раз Алейников в детские годы оказывался в колонии для несовершеннолетних, а потом его пристроили в школу-интернат под Могилевом. Здесь на его счастье работал киномеханик, который увидел в парне интерес к киноискусству и обучил ему умению обращаться с техникой. Петр не мечтал снимать кино, он со школьных лет мечтал в нем сниматься.
Как-то в старших классах Петр решил добраться нелегально до Москвы, где он надеялся выучиться на актера, но на станции его поймали и отправили в трудовую колонию для подростков.
Здесь по вечерам Алейников посещал драматический кружок, в котором получил свои первые роли в постановках. Участие в самодеятельности помогло Петру перевестись в 1928 году в трудовую коммуну, его официально признали исправившимся подростком.
Вот что писали в тех непростых годах жизни будущего актера советские киноведы:
«Детская коммуна помогла формированию Алейникова как актера. Жизнь в сложном коллективе выработала наблюдательность, чуткость к другим людям, подход к ним без предвзятости, желание понять, прежде чем вынести тот или иной приговор.
Кто знает, может быть, знаменитое алейниковское «Я так это понимаю», — берет свои истоки именно оттуда».
В коммуне Петр Алейников создает свой драматический кружок, которым руководит три года, а потом выходит на свободу и уезжать жить в Ленинград. В северной столице будущий актер поступает в Ленинградский институт сценических искусств на курс Сергея Герасимова.
Может и одна из первых ролей Петра Алейникова поваренка Молибога, особенности характера героя, отражают внутреннее состояние юного актера в то время, потому что и сам он признавался, что с ролями ему везло – они гармонично вписывались в его жизнь.
В кино Алейников пришел в 1932 году, еще будучи студентом. Сначала он сыграл молодого рабочего в программном фильме Сергея Юткевича и Фридриха Эрмлера «Встречный», а чуть позже получает роль от учителя Сергея Герасимова в кинокартине «Люблю ли я?».
Но все же критики были единогласны в отношении первой заметной роли актера – это тот самый, уже упомянутый выше Молибог в фильме «Семеро смелых».
Его герой стал одним из главных героев кинофильма о полярниках, которые вели поиски в сложных условиях.
Съемки были очень тяжелыми: актерам приходилось работать на ледниках Эльбруса, откуда они прыгали с парашютами. Но не это главное, главное, что здесь впервые раскрылся драматический талант Алейникова, который сыграл лирического героя с комедийным уклоном.
По утверждению коллег, на экране Петр Алейников был таким же, как и в жизни, поэтому играл он убедительно. И это качество в нем воспитал Сергей Герасимов, он учил подопечных умению в работе над ролю использовать жизненный опыт. Он говорил, что актер – это деятель, гражданин, а не только исполнитель чужих судеб.
В последующие годы Алейников создал целую плеяду ярких образов, которые стали классикой. Актер снялся в фильмах «Комсомольск», «Большая жизнь», «Трактористы», «Конек-Горбунок», «Пархоменко», «Небо Москвы» и нескольких других.
Критики признавали, что Петр Мартынович не раз снимался в откровенно слабых фильмах, которые остались в памяти зрителя именно за счет ролей Алейникова.
Секрет успеха актера заключался в следующем: он стал одним из первых представителей нового поколения актеров, которые не эксплуатировали внешние эмоции, а делали акцент на внутренних качествах своих героев, на развитии личности.
В фильме 1939 года «Трактористы» Петр Алейников работает вместе со звездами советского кино Борисом Андреевым и Николаем Крючковым, с которыми после выхода фильма дружил до конца жизни.
Друзья вспоминали, что их товарищ был человеком с чувством юмора, но предельно прямолинейным и искренним. Он не терпел лжи, подхалимства и лести.
Порой режиссерам было сложно с ним работать, но результат того стоил.
Интересно, что, имея статус одного из лучших актеров кино, Алейников не имел званий и наград. Ему приходили пачки писем от зрителей, но порой не было достойных предложений от режиссеров, и ни признания руководства Минкульта.
Проблема была в том, что зритель любил его молодые комедийные роли, и режиссеры считали, что актер не дорос до более серьезных ролей. Это очень огорчало Петра Мартыновича. Когда он сыграл Пушкина в фильме «Глинка», зритель шел в кинотеатры и смеялся, а ведь это серьезная драматическая роль, ставшая одной из лучших в судьбе актера.
Еще в студенческие годы Петр Алейников влюбился в однокурсницу Тамару Макарову, но шансов у него не было. За актрисой ухаживал сам Сергей Герасимов, и Петру пришлось отступить.
Позже актер женился на монтажнице киностудии «Ленфильм» Валентине Лебедевой, в 1938 году у пары родился сын Тарас, после чего Валентина стала домохозяйкой.
Во время эвакуации в 1943 году в семье родилась дочь Арина, ставшая актрисой («Я шагаю по Москве», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), сейчас она живет в США.
Также в семье был второй сын Коля, но он умер в младенчестве.
В молодости актер какое-то время злоупотреблял алкоголем, к тому же недоедал, что отразилось пагубным образом на его здоровье в более позднее время.
У актера удалили легкое, после чего общее состояние резко ухудшилось. Не стало Петра Алейникова 9 июня 1965 года в возрасте 50 лет.
На прощании его друг – известный актер Борис Андреев долго обнимал гроб и плакал. Как-то при жизни Петр признался другу, что хотел бы быть похороненным на Новодевичьем кладбище, а за Андреевым как раз там зарезервировано место. Его он отдал Алейникову. Самого Андреева через 17 лет похоронили на Ваганьковском кладбище.
Автор: жизненныеистории