Меня с детства учили относиться с пониманием к пожилым людям — по возможности помогать, уступать место, пропускать вперед в очереди и пр. Но никогда мне не говорили, что незнакомых мне людей нужно уважать только за то, что они достигли определенного возраста.
Если человек в молодости был чудаком на букву «М», то вряд ли к старости он поменяет жизненные приоритеты. Глупо надеяться, что равнодушный, злой или эгоистичный человек на свой 50-летний юбилей вдруг в одно мгновение станет заботливым, добрым и внимательным. Так за что его уважать?
Изначально, встречая на улице, в транспорте, в магазине пожилых людей, я отношусь к ним положительно — не задеваю, не толкаю, не смотрю презрительно, охотно поддерживаю разговор, если обращаются. И когда меня ВЕЖЛИВО просят о помощи, я с удовольствием помогаю. Неоднократно бабули просили меня разглядеть срок годности на пакете молока, пропустить в очереди, особенно, если у меня полная корзинка, а у них булка хлеба и вилок капусты, подсказать, как пройти в больницу и т.п. Их благодарная улыбка — лучшая награда.
Но ведь бывает и по-другому.
Сижу в маршрутке, водитель которой ждет, пока наберётся полный салон. Открывается дверь, на пороге возникает крупная мадам лет за 50 и, протягивая мне полный пакет с продуктами (я сидела как раз у двери), громогласно командует: «Ну-ка, возьми пакет! Не видишь, он тяжелый, я залезть не смогу!». Что, простите? Ну-ка?
Пакет я все-таки взяла, но заметила, что просить можно и повежливее. В ответ услышала лекцию на тему дурной молодежи, которая не уважает старость.
Почту России многие ругают. Не знаю, как везде, а в нашем отделении работают очень милые женщины — не орут, не грубят, по десять раз объясняют одно и то же тем, кто не понимает или плохо слышит. Однажды я пришла за посылкой и попала в очередь. Ничего, бывает, все стоят, не ворчат. Спустя минут 5-10 в зал заходит бабулёк, с виду приятная и милая. Она с порога начала комментировать сложившуюся ситуацию — работают плохо, народу не продохнуть, на фига она пошла на эту долбаную почту и т.п.
Еще спустя минут пять она начала демонстративно звонить на горячую линию почты. Ее телефон повторял цифры номера, указанного на плакате, а она сама довольно громко комментировала: «Сейчас вам устроят, сейчас вы забегаете, сейчас вы огребёте». Тут надо отметить, что все работники были на местах, никуда не отлучались, время не затягивали, просили всех готовить документы заранее. Бабка быстро дозвонилась, понажимала кнопки, которые ей советовал автоответчик, и следом одному из кассиров пришла смс.
Не знаю ее содержания, но видимо, что-то вроде «в вашем отделении очередь, займите рабочее место.» Сотрудница почты недоуменно подняла голову на очередь: «Уважаемые, зачем вы жалуетесь? Вы же видите, что мы работаем!» Бабка из хвоста очереди сразу подорвалась: «Видим мы, как ты работаешь! Шевели руками, я уже устала ждать!» Девушка возразила, что все ждут. А бабка выдала стандартную речь, про старость и неуважение, про больные ноги и давление, при этом напрочь забыла о ВЕЖЛИВОСТИ! За что уважать такую старость?
Про места в транспорте и говорить не стоит. Муж до сих пор припоминает историю, когда бабка так рвалась в ПОЛУПУСТОЙ автобус, что снесла его с ног прямо на ступеньках. Он успел ухватиться за поручень, но очень сильно ударился коленом и чуть не грохнул об пол телефон, который держал в руке. Он вообще у меня очень спокойный, но тут даже он не сдержался и довольно грубо сказал: «Э, можно поаккуратнее?!» На что по традиции услышал про старость, тупую молодежь, которая «раскорячилась на весь проход» и еще кучу гадостей.
В такие моменты вспоминаю свою бабушку, которая никогда не позволяла себе хамства и грубости, никогда не считала возраст своей основной заслугой.
Короче, вывод такой. Уважения заслуживают поступки и поведение человека в целом. А старость сама по себе — это не повод для уважения. Давайте будем взаимно вежливы!