Что знают японские дети

Даже самые маленькие ходят в школу одни. Их хвалят за неправильные ответы. Они легко могут занять место учителя на уроке. Почему японские дети настолько другие?

Учитель чертит на доске математическую задачу и поворачивается к классу в ожидании. Через некоторое время один из школьников поднимает руку. Преподаватель подходит к нему, заглядывает в тетрадь и обводит решение в круг: все выполнено правильно. Дальше происходит удивительное. Школьник встает и направляется к следующему поднявшему руку однокласснику.

Вместо учителя он проверяет насколько правильно выполнено упражнение. «Если ты обучаешь сам тому, чему научился, то запоминаешь девяносто процентов информации.

– говорит японский учитель Кунито Иту.

– Если я буду стоять у доски и говорить, то просто слушая они запомнят всего лишь сорок процентов. Куда эффективнее, если они будут обсуждать все между собой и учить друг друга».

Школьников просят работать в группах, а учителя радуются, когда они приходят к разным ответам. Или к одинаковым ответам, но разными путями. Потому что затем все вместе они обсуждают как у них это получилось. Когда американский журналист попросил одного школьника на переменке назвать свой любимый предмет, то услышал в ответ: «Математика».

Возможно поэтому половина Нобелевских лауреатов по физике – японцы.


Не менее интересное начинает происходить после школы.

Даже самые маленькие – шести-семилетние малыши – уходят домой без сопровождения, и никого это не удивляет. Японцы уже двадцать пять лет с удовольствием смотрят реалити-шоу «Мое первое задание», в котором трехлетние крохи отправляются выполнять какие-нибудь поручения – скажем, купить хлеб. По дороге их снимает скрытая камера. Почему они не боятся отпускать их одних? И почему их дети такие самостоятельные?

Американский культуролог Дуэйн Диксон говорит, что дело не столько в низком уровне уличной преступности, сколько в групповой сплоченности: «Японские дети с очень раннего возраста знают, что в случае необходимости они могут обратиться за помощью к любому члену сообщества и им помогут».

Мысль о коллективной сплоченности и ответственности начинают прививать с первого дня в школе. Дети по очереди убирают кабинеты, помогают в столовой и моют туалеты — специального персонала для этих работ не предусмотрено. Принцип «все в ответе за всё» распространяется и на другие сферы жизни, в том числе на общественные пространства, включая транспорт, который к тому же очень удобен и безопасен для пассажиров.

По словам Диксона, для человека из западного мира удивительно не то, что многие маленькие японцы совершенно автономны и самостоятельны, а то, насколько высок уровень доверия всех членов общества друг к другу...

Автор: Марина Артюх

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загрузка...