Однажды Александр Николаевич, наш старпом, купил себе автомобиль «Фольксваген Пассат» — дизельный, белый и почти без пробега по дорогам Заполярья, что иначе, как огромным плюсом, назвать язык не повернулся бы.
— А что так дорого-то? — спросил старпом у продавца.
— Без пробега же! Вчера буквально из Финляндии привёз! Не бит, не крашен!
— Да? А чего он тогда белый? Автомобили этой марки и этого года завод не выпускал в белом цвете, вот у меня и выписка имеется.
— Ладно, не ори только. Минус тысяча! Только между нами.
— Само собой, — старпом отслюнявил положенную сумму минус тысяча и двинул домой.
Системный подход к решению любых вопросов и тщательная подготовка к выполнению задач, которые, иногда казалось, заложены были в нашего старпома как дополнительные опции при рождении, выручали его не раз.
А на флоте в то время порядок был во всём: люди служили почти бесплатно, корабли на ядерном топливе шустренько бегали по морям, чиновники всяких мастей с удовольствием ездили на экскурсии, и матросам из глухих деревень разрешили оставаться на контрактную службу, чтоб, значит, не вилами навоз кидать, а голыми руками, зато на флоте, что, безусловно, намного почётнее. Одна беда реяла над седыми просторами — не было солярки от слова «абсолютно». Даже министра иностранных дел не смогли довезти из Североморска до Западной Лицы, чтоб самую большую лодку в мире ему показать, и пришлось самой большой лодке в мире вводить два реактора мощностью по сто девяносто мегаватт каждый с целью показаться министру в Североморске — чтоб вам понятнее была вся глубина слова «абсолютно».
И вот вызывают как-то посреди всей этой солярочной вакханалии нашего командира в штаб самого что ни на есть северного флота, что-то важное ему вручить в срочном порядке: не то медаль, не то взыскание. А в дивизии как назло из всего автопарка ни одной машины на ходу: два скотовоза полуживые (но не поедет же командир атомного подводного крейсера стратегического назначения на скотовозе в штаб флота! Это ж какой перерасход топлива!) и УАЗик командира дивизии, который был старше самого командира дивизии, и никто не мог понять, за счёт чего он до сих пор сопротивляется энтропии, и даже модно было заключать пари на то, когда же он развалится на составляющие его части и сколько человек при этом получат увечья и травмы.
— Слушай, Саша, так у тебя же старпом на новом автомобиле меня каждый день обгоняет по дороге на службу — съезди на нём, что ли? — предложил командир дивизии.
— Так мы три месяца без зарплаты уже, мне как бы неудобно его просить — он же не откажет.
— А у него дизель или бензин?
— Ну, конечно, дизель, он же старпом — станет на всяком хламе ездить!
— А ты слей ему с дизелей ваших ведёрко, я как бы не узнаю об этом.
— Ага, мы уже сливали на торпедолов, до сих пор между лопаток только на полметра ниже чешется, как вспоминаю!
— У тебя только ниже Саша, а у меня еще и глубже! Да то ж торпедолов! А тут — немец! У них же там фильтра всякие, сепарация, стопудов! Саша! Кто не рискует, тот не танцует с королевами!
— А кто рискует?
— Тот тоже не танцует, но шансы значительно выше!
— Без ног остаться?
— Ну не с королевами же танцевать! Отбой связи!
Командир вызвал старпома и приказал подать им чаю. Сначала сидели и молча пили, макая сухарики и рассматривая крошки с маковыми зёрнышками в сладких янтарно-коричневых омутах своих стаканов. Вздыхали. Говорили за погоду, неспокойную обстановку в мире и вероятность получения зарплаты за декабрь в апреле.
— Александр Николаевич, как машина-то? — перешёл наконец командир к боевым действиям.
— Да нормально.
— Ездит плавно?
— Ага.
— Не стучит ли подвеска?
— Тащ командир, да говорите уже, что надо, в конце-то концов!
— Не, ну должен же я предварительные ласки сначала провести.
— Это естественно, но уж по два стакана выпили — сколько можно меня ласкать-то? Меня за всю жизнь столько не ласкали. Я даже сейчас стесняться начну, может быть, и покраснею ушами.
— Надо в Североморск меня свозить. И обратно желательно тоже.
— Да я — то не против свозить, но у меня солярки столько нету, я на службу через день пешком хожу, чтоб каждый день у жены денег не выпрашивать на топливо.
— Комдив разрешил нам ведро с наших дизелей слить!
— Ведро?
— Ну и от меня ещё одно.
— С наших дизелей?
— С них, да.
Старпом почесал в затылке. Там, в затылке, у него находилась специальная жилка, которая начинала свербеть, когда на носу маячила какая-то авантюра или образовывался момент для совершения подвига. Старпом, естественно, помнил историю с торпедоловом и рисковал, но, видимо, тоже решил повысить свои шансы на потанцевать с королевой.
— А давайте, где наша не пропадала!
Не откладывая дела в долгий ящик, чтоб не опомниться и не передумать, вызвали главного электрика и попросили его нацедить два ведра солярки с дизель-генераторов. Конечно, если как в случае с торпедоловом, ему бы начали приказывать начальники рангом от дивизии и выше, то он бы упирался всеми лапами и рассказывал истории о том, что система слива топлива на нашем проекте не предусмотрена, что топливо в цистерне замещается водой и что хто его знает, что там насосётся в эти вёдра. Но. Тут же старпом просит, и командир кивает утвердительно. А кто в силах отказать старшему помощнику и командиру тяжёлого крейсера? Да никто — вот правильный ответ, нет таких ментальных бастионов в этой части вселенной.
Сполоснули вёдра, нацедили солярки, понюхали, померили плотность (ну надо же было что-то померить), отфильтровали на всякий случай и выдали старпому с пожеланиями семи футов под килем. Старпом сразу заливаться не стал, а оставил солярку под охраной верхнего вахтенного. В день «Ч» они с командиром (парадная тужурка с орденами, белая рубашка и эу де кологн «Ермак») приехали заправляться. Залили полный бак, и остальное — в канистру.
— Эх, прокачу! — радостно потер заскорузлые ладони старпом, и они стартанули.
— Слушай, а должно так дымить от Фольксвагена?
Мы с помощником, отмахав пилотками вслед отцам, курили на пирсе.
— Я не в курсе, но визуально даже наши восьмисотые меньше дымят. Слушай, давай-ка спрячемся, на всякий!
— Мы-то чего? Мы-то вообще ничего!
— Ну, ты стой тогда, а я побежал!
Ну, оба убежали, конечно, и затаились на ходовом мостике: во-первых обзор, во-вторых скрытность — всё, как мы любим, собственно.
Я не знаю ничего за качество немецкого автопрома, так как никогда лично «немцем» не владел, а по натуре скептик и всем вашим восторженным вздохам не верю, сколько вы не вздыхайте, но в том, что немцы стараются, когда собирают свои машинки, я с тех пор не сомневаюсь.
С высоты пятого этажа было хорошо видно, как белый- белый пассат старается и, выпуская чёрный -чёрный дым, тащит себя и двух этих по извилистой дороге в сторону дивизии. Прям вот видно было, как визжат, стонут, кряхтят, трещат, дрожат от ужаса и возмущаются все эти шестерни, цилиндры, зубчатые и даже червячные передачи, как выдавливаются наружу прокладки и орёт турбинка: «Оспаде, ну, оспаде, за чьто?!» (только на немецком). Двигатель выдержал километра два и довёз старпома с командиром почти до штаба дивизии, после чего сказал: «Да ну ребята, всё-таки нет, я на это не подписывался!» и упал в обморок, громко лязгнув напоследок зубами или чем там они лязгают в своих автомобильных анатомиях.
Старпом с командиром выскочили наружу и принялись чинить автомобиль: лихорадочно бегали вокруг него, картинно махали руками и пугали эхо над заливом.
— Они такие милые отсюда, да? — спросил помощник. — Как два чёрненьких гномика, правда?
— Это потому так кажется, что их отсюда не слышно. Представляю, как там сейчас росомахи в сопках в ужасе пакуют чемоданы и детям своим уши затыкают! Пошли вниз, сейчас звонить же будут.
Позвонил командир минуты через три:
— Там это… звезда, похоже, движку старпомовскому. Не вынес слабый немецкий мотор нахлынувшего на него счастья в виде военно-морской солярки! Старпом пытается его ремонтировать сейчас — ну щётками по стёклам стучит, политинформацию проводит, но скажи помощнику, пусть соберёт людей и выдвигаются уже — останки к пирсу притащат, а там разберёмся!
Притащили бездыханный труп автомобиля к пирсу и провели блиц-совещание, на котором решили, что дело иначе, чем перебиранием двигателя не исправить, что, в принципе, ничего и страшного: главное — механика в это дело вписать как-нибудь половчее, и тогда оно само всё и переберётся, — у них же, у люксов, именно так всё и делается на корабле и турбины крутятся и вода варится.
— Ну. Что за плачь, а драки нет? — спросил сонный механик у старпома в центральном. Внимательно выслушал его рассказ о том, как он героически спасал жизнь командира и загубил тем самым свой личный автомобиль.
— Дык а проблема-то в чём, я не понимаю? Дизель твой заглох, штоле?
— Ну как, в чём проблема? Это же немецкий двигатель! Там компрессор в нём, турбина, не знаю ещё что — как его вообще чинят-то?
— Александр Николаевич, да откуда я знаю, как его чинят? Главное в нашем деле что — ввязаться в атаку, а там по ходу дела и будем маневрировать! Неси инструкцию по эксплуатации автомобиля!
— Так она на немецком же.
— Да хоть на уругвайском! Я, по-твоему, что, высшее инженерное образование получал, чтоб инструкции читать? Я ей банку с чаем накрывать буду, чтоб заваривалось повкуснее!
— Ну, нет, — старпом всё никак не решался, — я уж даже и не знаю, право, как вам можно доверить это чудо инженерной мысли! Там же всё так сложно, так аккуратно!
Механик вздохнул. Он уже был старым и вот-вот собирался на пенсию, срок службы даже позволял ему говорить «мой» про корабль, когда рядом не было командира, и вряд ли уже остались вещи, которые могли бы вывести его из себя, поэтому он вежливо усадил старпома рядом с собой в кресло, ласково заглянул ему в глаза и сказал:
— Александр Николаевич! У меня в заведовании два дизеля АСДГ-800 — оба они работают. У меня в заведовании две турбины мощностью по пятьдесят тысяч лошадиных сил — обе работают, у меня в заведовании компрессоров — я даже точно не помню сколько, но даже тот, который стоит в аквариуме с рыбками — у меня в заведовании, и он что? Правильно, работает! У вас есть, к примеру, ядерный реактор в автомобиле? Нет? Вот жаль. А у меня — два в заведовании, и оба — как часы тикают! Я понимаю, что я лысый и старый чёрт татарской наружности и не внушаю встречным людям ощущений доверия и человеколюбия, но, Александр Николаевич, у меня в подчинении семьдесят человек служат, причём большинство из них — инженеры с высшими образованиями или техники со специальными, ну что, что по- вашему, такого могли придумать немцы, что способно ввести в ступор меня, российского военного инженера с пролетарским происхождением из диких татарских степей?
— Ну…я не знаю, — растерялся старпом.
— Вот и я — не знаю, поэтому несите книжечку по эксплуатации и будем это выяснять!
Не сказать, что тогда было много машин в экипаже, но были несколько вёдер отечественного производства, опель-кадет, с которого ещё Владимир Ильич выступал, одна японка и один Сеат, то есть десяток специалистов набралось. Ведь у них, у автомобилистов, как? Как только ты купил себе автомобиль, то ты тут же становишься специалистом по его ремонту и эксплуатации. Со временем ты учишься хмурить брови, носить под рукой промасленную тряпку и дёргать за проводки и шланги в моторе, не обрывая их — значит, ты уже крупный специалист. А потом, когда мало того, что ты за проводки дёргаешь, но можешь ещё потянуть за тот тросик, что газ даёт без нажатия на педаль — всё, считай эксперт!
Поэтому механики специалистов этих сразу разогнали подальше и взялись за дело согласно методическим указаниям ВЦСПС по ремонту дизелей от одна тысяча девятьсот шестьдесят пятого года: всё разобрали и аккуратно разложили на чистой ветоши. Потом то, что разбиралось на более мелкие составляющие, разобрали ещё раз и разложили в древовидной структуре... и так далее, до неделимых деталей. Параллельно всё чистили, драили, натирали, продували, отмачивали и смазывали. Некоторые детали, которые вызывали подозрения своим внешним видом, сложили в сумку и отправили с ней старпома на авторынок в Мурманск с заданием поменять на такую же сумку только с исправными запчастями.
— Вот. Такой фигни у них нет. Под заказ везут до полугода, — и старпом положил на стол в центральном какую-то железную загогулину, понурил плечи и взялся за голову.
— Отставить панику на моём корабле! — скомандовал механик.
— На чьём корабле? — механик не заметил, что за планшетом сидел командир.
— На нашем, Сей Саныч! Оговорился просто! Вахтенный, вызови мне дежурного турбиниста, срочно!
Дежурным турбинистом был Василич — старший мичман с кустистыми бровями модели «Зависть Брежнева», басовитым голосом, ростом метр семьдесят и с такой же шириной плеч. Вот знаете, когда физики говорят: «Давайте для эксперимента примем форму человека за параллелепипед» , то я вот сразу Василича представляю — натуральный параллелепипед, только с бровями и басом. И Днём рождения вчера.
— Василич, сможешь такую беду выточить на станке в пятнадцатом отсеке?
— Угум!
— Василич, ты глаза-то хоть открой, что ты угукаешь-то, ластоногий?
— Да смогу, сказал же — полчаса и будет готово! Чо орать-то?
— Полчаса?
— Ну да, — у меня День рождения вчера был, мне надо зубы почистить, чаю попить, покурить, заготовку найти — быстрее никак не смогу!
— Видишь? — спросил механик у старпома, когда Василич вывалился из центрального. — Полчаса, говорит. Веришь ему? А ты пальцы-то его видал? Я когда с ним здороваюсь, до сих пор кажусь себе маленьким котёнком и с трудом не уписываюсь, когда он меня за лапку мою берёт сардельками своими. Я-то ему верю, да, — можешь время засечь.
По готовности загогулины двигатель собрали ровно в обратном порядке, всё проложили, затянули, прикрутили, подогнали и заправили техническими средами.
— Ну, от винта! — скомандовал механик и завёл мотор.
Не знаю, как кому, но мне показалось, что так уютно он не урчал у старпома с момента покупки.
— Дас ауто! — радостно гладил старпом своего фольксвагена по капоту.
— Дас мозг! — сказал механик, хлопая себя по лбу.
— Дас руки! — и Василич выставил вперёд свои коряги, — кто из вас мне теперь стакан должен?
— Какой стакан?
— Ну, вы меня когда просили, пообещали же мне стакан налить?
— Нееет.
— Воспользовались моей беспомощностью и обманули? Тьфу на вас! А ещё старшие офицеры называются!
— Не плачь, девчонка! Пройдут дожди! Пошли — выдам тебе. А ты, Александр Николаевич, того, смотри за мотором-то. Сейчас он на корабельной солярке пыхтит, а как бензозаправочную воспринимать будет, сие науке неизвестно. Но рисковать не советую, хотя мы теперь крупные специалисты в ремонте немецких дизельных моторов — починим, если что!
Так и ездил старпом потом на этом дизеле года два и, в итоге, на нём же убыл в Питер, наслаждаться заслуженной пенсией. Нет ничего невозможного, понимаете, если у вас в распоряжении имеется группа относительно пряморуких соратников, правильные методические указания и чётко очерченная цель.
Автор: Legal Alien